Академика Туполева, набережная



Информация об объекте:

Набережная Академика Туполева. Находится в Басманном районе в границах Центрального административного округа Москвы.  Пролегает от Сыромятнического проезда до улицы Радио по правому берегу Яузы. Нумерация домов начинается от Сыромятнического проезда. К набережной примыкают Мрузовский переулок и Елизаветинский переулок, пешеходный Салтыковский мост; над набережной проходит мост Третьего транспортного кольца, не имеющий с ней прямой связи.

До начала XX века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечера (приток Яузы) с многочисленными плотинами и прудами. Разливы Чечеры угрожали железнодорожному хозяйству у трех вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901—1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечеры упрятали в подземный коллектор. На его месте возникли переулки: Елизаветинский и Чечерский (часть современной Доброслободской улицы). К западу от старого русла сохранились пруды, засыпанные только в 1930-е годы.

Салтыковская и Разумовская набережные, запланированные в 1900-е годы, появились на карте города только в 1920-е — это были проезды вдоль естественных, не облицованных камнем берегов реки; русло Яузы существенно отличалось от современного. Две набережные разделяла не существующая сегодня Салтыковская улица — продолжение Бауманской улицы, впоследствии отрезанная от Яузы промышленной застройкой. В 1932 году на набережную пришел трамвай, связавший Лефортово и район Бауманских улиц с Курским вокзалом.

В 1936—1939 гг. в рамках реконструкции водного хозяйства города, приуроченного к пуску Канала имени Москвы, яузские пруды были засыпаны, русло Яузы расчищено и спрямлено, а на месте бывшего Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с Лефортовым, русло Яузы расширили, насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз — Яузский (Сыромятнический) гидроузел. Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней в 4 метра. Архитектурную часть шлюза, действующего по сей день, проектировал Г. П. Гольц; этот шлюз — единственный охраняемый памятник на набережной. Несколько ниже шлюза находится устье речки Черногрязки, также текущей в коллекторе.

В те же годы появилась и собственно набережная с твердым покрытием.