Академика Туполева, набережная


Реклама:

Округ:Центральный административный округ

Почтовые индексы: 

105120 1стр3, 1/7стр2, 3 

105005 6стр1, 9стр1, 9стр2, 9стр3, 9стр4, 13стр1, 13А, 15, 15стр7Б, 15к2, 15к4, 15к5, 15к7, 15к9, 15к10, 15к12, 15к15, 15к16, 15к17, 15к18, 15к19, 15к22, 15к23, 15к24, 15к25, 15к26, 15к27, 15к28, 15к29, 17, 19стр1, 19стр2


Прежние названия
Салтыковская набережная, Разумовская набережная

Информация об объекте:

Набережная Академика Туполева. Находится в Басманном районе в границах Центрального административного округа Москвы.  Пролегает от Сыромятнического проезда до улицы Радио по правому берегу Яузы. Нумерация домов начинается от Сыромятнического проезда. К набережной примыкают Мрузовский переулок и Елизаветинский переулок, пешеходный Салтыковский мост; над набережной проходит мост Третьего транспортного кольца, не имеющий с ней прямой связи.

До начала XX века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечера (приток Яузы) с многочисленными плотинами и прудами. Разливы Чечеры угрожали железнодорожному хозяйству у трех вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901—1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечеры упрятали в подземный коллектор. На его месте возникли переулки: Елизаветинский и Чечерский (часть современной Доброслободской улицы). К западу от старого русла сохранились пруды, засыпанные только в 1930-е годы.

Салтыковская и Разумовская набережные, запланированные в 1900-е годы, появились на карте города только в 1920-е — это были проезды вдоль естественных, не облицованных камнем берегов реки; русло Яузы существенно отличалось от современного. Две набережные разделяла не существующая сегодня Салтыковская улица — продолжение Бауманской улицы, впоследствии отрезанная от Яузы промышленной застройкой. В 1932 году на набережную пришел трамвай, связавший Лефортово и район Бауманских улиц с Курским вокзалом.

В 1936—1939 гг. в рамках реконструкции водного хозяйства города, приуроченного к пуску Канала имени Москвы, яузские пруды были засыпаны, русло Яузы расчищено и спрямлено, а на месте бывшего Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с Лефортовым, русло Яузы расширили, насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз — Яузский (Сыромятнический) гидроузел. Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней в 4 метра. Архитектурную часть шлюза, действующего по сей день, проектировал Г. П. Гольц; этот шлюз — единственный охраняемый памятник на набережной. Несколько ниже шлюза находится устье речки Черногрязки, также текущей в коллекторе.

В те же годы появилась и собственно набережная с твердым покрытием.